О сайте

Всем доброго времени суток! Я, Вячеслав Юрьевич, или просто В.Ю. приглашаю Вас в свой блог. Почему блог так называется? Я дедушка и, как все деды, люблю поговорить о былом и поучить молодёжь. Читайте мои посты с советами обо всём, а особенно о здоровье. До новых встреч!

среда, 8 июня 2022 г.

Как я повышаю плодородие почвы на садовом участке.

 Сапёрной лопаткой прорубаю узкий проход в сугробе перед калиткой, так как трактор освобождает от снега только проезжую часть дороги. Хорошо ещё, что не растолстел за зиму и теперь щель в проходе определит диаметр десятилитрового ведра. А вот и компостная куча под полуметровым слоем снега. В сторону снег, в сторону несколько слоёв листов поликарбоната, несколько слоёв толстой полиэтиленовой плёнки и вилы легко входят в мягкий, непромерзлый слой перегноя, верхняя часть которого  ещё осенью состояла из опавшей листвы вперемешку со скошенною травой.

  Вы не поверите, компостная куча дышит, живёт своей жизнью и даже не замерзает зимой. Два ведра такой земли под тыкву, одно под кабачок, четверть ведра под рассаду огурца или помидора и моему урожаю все завидуют. Со стороны можно подумать, что я втыкаю палки в землю, и из них вырастают деревья. Просто не все видят моих тружеников, которые большую часть работы делают за меня, поедая органику и превращая её в удобрение легко усвояемое растениями. Один переворот вилами в компостной куче и на поверхности более 50 дождевых червей.


... переворот вилами и на поверхности более 50 червей.

 Размер моей фермы 1,4 х 1,4 метра. Эта маленькая площадь, только за одну зиму в два приёма переработала 8 вёдер (8 х 10 литров) одних только очисток от овощей, фруктов, корнеплодов.

За зиму компостная куча уменьшилась в 3 раза.

  Выкапываю вилами котлован, напоминающий вулкан и в его сопло поступает четыре ведра органических отходов. Всё перемешиваю с чёрным, кишащим червями перегноем, и компостная куча утепляется в обратном порядке. Да, и не забываю  дополнительно больше накидать сверху снега.

 Садовый участок я получил перед лихими девяностыми, и он сильно выручал меня в последующие годы.

  Раньше крестьяне обходили стороной места, где по соседству растут берёзы и сосны. Такие земли считались неплодородными. Но для городских жителей и такая земля сгодится, им всё равно, где шашлыки готовить.

  «Как такое возможно?» - удивилась местная жительница, увидев грядки на чернозёме. Трудно поверить, что чернозём я приготавливал сам. Нет, одному конечно сложно, помогали родственники, и даже соседи. В моём воспоминании  до сих пор стоит картинка с автомобильчиком «Запорожец», где с его багажника на крыше плотным толстым столбом поднимается пар. Он исходил из картонных коробок, наполненных  очистками. В переносных теплицах (они назывались «Урожай») я вырывал две траншеи, и туда отправлялось содержимое коробок, и сами картонные коробки. Траншея поливалась водой и засыпалась землёю и тёплая грядка была готова, и уже через год, при последующей перекопке на поверхность выходила плодородная земля. Теплица переносилась в другое место участка и процесс повторялся. Так благодаря тёплым грядкам, дождевые черви переселились на мой участок.

 Приготовление еды для моей фермы происходит круглосуточно. Когда заполняется пятилитровое ведёрко, его содержимое переносится в десятилитровое ведро, перемешивается и присыпается сверху сантиметровым слоем земли (как правило, это самая дешёвая земля из магазина, похожая на торф). Слой земли нейтрализует неприятный запах брожения. К свежим очисткам, как и к растущим корням растений,  червяк не притронется.  В органические отходы идёт заварка от чая, кофе, очистки от корнеплодов, кожура от бананов, арбузов, тыкв и дынь, мандаринов и апельсинов. Очистки и кожуру разрезаю на мелкие части размером не более одного сантиметра.

 Получается, что за зиму органические отходы полностью перерабатываются и весною содержимое компостной кучи вместе с дождевыми червями точечно разносится под огородные культуры. Такая земля после весеннего дождя приятно дышит озоном,  благодаря просверленным в ней червями отверстиям. Здесь уже нет надобности в дополнительном рыхлении, а поверхность грядок я покрываю скошенной травой с газона, она же служит дополнительным кормом для подземных жителей и создаёт благоприятные условия для их проживания, а являясь одновременно мульчирующим слоем, способствует сохранению влаги, что важно для самих растений.

 Летом, освободившееся место для компостной кучи заполняется сорняками, прошлогодними, наполовину сгнившими стеблями томатов, туда же сливается содержимое биотуалета. Старые, заплесневевшие дрожжи тоже идут в дело. Я растворяю их в воде и этим раствором поливаю. Один – два раза в неделю содержимое кучи перемешиваю вилами, поливаю из лейки и присыпаю скошенной травой. Иногда использую ускоритель компостных куч на бактериальной основе.

 Я придерживаюсь  правила - сколько по весу отдала земля в виде продуктов питания, столько по весу в неё надо внести.

  Считается, что кожуру цитрусовых и других плодов, о которых я говорил раньше, не рекомендуется использовать для компоста. Я так не думаю, потому что пищу для моих работников надо правильно готовить  – нарезать мельче и лучше размешивать с землёй и с другой органикой.

1 комментарий:

  1. Вячеслав Юрьевич!У вас получился хороший пример. У меня всё вышло иначе:
    полевые мышки начисто истребили основных работников компостной кучи.
    Компост, конечно же, созреет. Только выглядеть это будет несколько иначе...

    ОтветитьУдалить