О сайте

Всем доброго времени суток! Я, Вячеслав Юрьевич, или просто В.Ю. приглашаю Вас в свой блог. Почему блог так называется? Я дедушка и, как все деды, люблю поговорить о былом и поучить молодёжь. Читайте мои посты с советами обо всём, а особенно о здоровье. До новых встреч!

воскресенье, 30 января 2022 г.

Самодельный полосовой фильтр LC на 3 МГц для приёмника.

 Полоса пропускания фильтра по уровню 3 дБ  0,5 МГц. Потери на центральной частоте 1 дБ, ослабление (затухание) при частотах на 1,5 и 4,5 МГц более 36 дБ. Rвх = Rвых = 50 Ом.

  Когда я настроил этот фильтр в программе RFSimm99, то решил, что мне уже не нужны измерительные приборы и паяльник. Регулировка фильтра на экране компьютера была похожа на компьютерную игру, меняю номинал элемента, и смотрю, что происходит с амплитудно-частотной характеристикой.

    А как будет выглядеть виртуальный фильтр, воплощенный в металле?

 Первая попытка изготовления фильтра оказалась неудачной. Катушки индуктивности CDRH3D16NP 22 мкгн  в броневых ферритовых сердечниках дали потери 6 дБ (2 раза). Такие катушки используются в преобразователях напряжения и рассчитаны на большой ток, имеют большое сечение провода и это привело меня к мысли, что они должны обладать высокой добротностью.  А резонанс фильтра оказался выше на 200 кГц, вследствие меньшей межвитковой ёмкости.

С такой катушкой индуктивности характеристика фильтра соответствовала графику.

 А с катушками индуктивности LQH34MN220K 22 мкГн. 1812. SMD на ферритах, но открытого типа - всё отлично, и частота совпала с центром, и характеристика фильтра соответствовала программе.

Схема первого фильтра.

Характеристика первого фильтра.

Схема второго фильтра.

Характеристика второго фильтра.

 В этой программе я промоделировал два вида фильтров, имеющих разное схематическое решение, а потом проверил их работу в металле, и могу только сказать, что для этих частот всё совпадает в точности, если правильно подобраны материалы.

 Характеристика второго фильтра, если судить по графикам,  обладает большей симметрией и лучшим ослаблением вне полосы.

 Теперь не спрашивайте меня, как изменится характеристика фильтра, если входное или выходное сопротивление подсоединяемых к фильтру приборов (антенны, коаксиального кабеля, последующего каскада и так далее) не будет соответствовать волновому сопротивлению фильтра? Программа RFSimm99 вам ответит в нескольких кликах.

  Такие фильтры были смонтированы на печатной плате с использование деталей для SMD монтажа.

 Один полосовой фильтр я использовал в самодельном КВ приёмнике прямого усиления в диапазоне 3 МГц, поместив его между входным устройством на ферритовой антенне и усилителем высокой частоты. Несмотря на то, что полоса магнитной ферритовой антенны составляла 0,1 МГц, а фильтр имел полосу в пять раз большую (0,5 МГц), уровень индустриальных помех от сетевых проводов в городской квартире заметно упал.

Увлёкшись рисованием, я последовательно соединил первый и второй фильтр.

Два фильтра соединил последовательно.

АЧХ двух последовательных фильтров.

Крутизна скатов фильтра стала в два раза круче (красный график), а полоса пропускания стала уже в 1,4 раза. Потери в полосе пропускания составляют 2 дБ.

А потом я между первым и вторым фильтром установил резонансный каскад УВЧ на двух транзисторах, где первый транзистор включён с общей базой, а второй с общим коллектором, но это будет уже совсем другая история.

Макет селективного диапазонного УВЧ на 3 МГц.

3 комментария:

  1. Терял,забыл тут Вас(смена устройства).Благо найти легко.
    Рад что Вы живы и не бросаете блог.
    Здоровья.

    ОтветитьУдалить
  2. df6pl@mail.ru // Ну и где искать продолжение....куда кликать ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот блог я больше не обслуживаю. Если и будет продолжение, то здесь:
      https://zen.yandex.ru/dedclub

      Удалить