воскресенье, 8 марта 2020 г.

Вторая жизнь ретро проигрывателя грампластинок. Одноламповый усилитель.

 
Каждый новый человек, переступивший порог нашей квартиры, удивлён чудом сохранившейся ретро техники. Из всех новомодных вещей старьё сразу бросается в глаза. Технические долгожители, будь то ламповая радиола, абонентский громкоговоритель и даже детская приставка Sega, демонстрируя свою работоспособность, отбрасывают посетителей в детство.
 Рука не поднялась избавиться от старичка, как и от пары коробок грампластинок. Ставлю грампластинку 78 обр/мин, поворот тонарма, и шипящий звук корундовой иглы, словно машина времени, отбрасывает меня на половину столетия, где звуковыми волнами прокручиваются воспоминания. И я снова в детстве, среди звона бокалов, запаха натурального табачного дыма, приторно-сладко-кусающего вкуса лимонада Буратино, аромата варёной колбасы и дымящихся домашних котлет, на время забытый между спинками металлических кроватей и спинами торжествующих гостей.
 Простая конструкция электропроигрывающего устройства модели УПЭ-5 1963 года выпуска  сделала его долгожителем, способным пережить более современную вертушку 80-х годов с электромагнитным звукоснимателем, которая  скончалась разрывом резинового тросика.
 Да, кстати, сегодня стоимость современного тонарма уже доходит до 250000 рублей, я не ошибся. Пластинки снова входят в моду.

Пластинки снова входят в моду.
  Внуки, приехав в гости, первым делом подходят к бедному Йорику и просят меня оживить его.
  -  Смотрите, как нагревается накал в радиолампе. Она как живая, пока не нагреется, работать не будет.
 Они вытягивают из горки пластинок, как в лотерее, первую попавшуюся, а мне остаётся только поставить нужную скорость, оборотов в минуту.
-  Дедушка, это же мелодия из мультфильма «Том и Джерри»!

                                                         Конструкция и детали.

                                   Электропроигрывающее устройство УПЭ-5.
Харьков 63.
 Отец любил эту магниторадиолу «Харьков 63». В то время это был пик совершенства. Некоторые детали от этого комбайна, так его называли в те годы, я оставил, как память о прошедшей эпохе. И вот на днях, разбираясь в шкафу, нашёл коробку с деталями от старого «комбайна».
 Само устройство очень хорошо сохранилось. Стильная шагреневая краска спасла металл от коррозии. Выбрал дизайн в круговом стиле, как и сама грампластинка. Вырезал электролобзиком два круга из фанеры. Так родилось новое проигрывающее устройство.

 Шагреневая краска спасла металл от коррозии. 
 Переменное напряжение 110 вольт  для асинхронного двигателя погасил металлобумажными герметичными (МБГЧ-1, 250 в) конденсаторами, включив для надёжности их последовательно с промышленной сетью 220 вольт.

Погасил напряжение конденсаторами.


Новая модель.

 Новая модель вертушки требует доработки. Краску ещё надо подобрать. Эту работу я оставил на лето. Пока и так всё вращается.

                                             Одноламповый усилитель низкой частоты.

Внешний вид усилителя.
 Я без проблем мог применить современные микросхемы, но стилю ретро должна принадлежать радиолампа. Я уже собирал раньше усилитель на этой комбинированной 6Ф5Прадиолампе, состоящей из триода и лучевого пентода. Эта лампа использовалась в звуковых трактах телевизоров второго класса УНТ-47/59.
Схема усилителя.
 Резистор R1 – 2кОм стоит в цепи отрицательной обратной связи (ООС). Увеличение его номинала приводит к увеличению коэффициента усиления (приросту громкости), но нелинейные и частотные искажения возрастают. Правильная распайка вторичной обмотки выходного трансформатора приводит к уменьшению громкости при подсоединении резистора ООС.
 В новом исполнении я ещё сильнее сократил количество деталей, что не сильно повлияло на качество.

Монтаж усилителя.

Монтаж усилителя.




                                                     



  



 

Блок питания.

Схема блока питания

Блок питания.
 Я использовал силовой трансформатор от старой радиолы.  Диодный мост и электролитические конденсаторы фильтра позаимствовал из вышедшей из строя, более современной бытовой аппаратуры. Электролитические конденсаторы большой ёмкости отлично сглаживают пульсации диодного моста до полного отсутствия фона. Получился универсальный блок питания, который можно использовать для более серьёзной ламповой аппаратуры.

1 комментарий:

  1. "Харьков-63" мои родители купили в 65-ом. Хорошо помню брусок микрофона цвета слоновой кости и сестру, участвующую в своей первой звукозаписи:-"Наша Таня горько плачет...". Часто спросонья не мог понять, что отец слушает по радиоприёмнику в 12-час ночи. Повзрослев понял, слушал "Голос Америки" (и зеленый цвет лица от лампы-индикатора запомнился на всю жизнь).

    ОтветитьУдалить