Что будет при
параллельном соединении двух электретных микрофонов? Чтобы ответить на этот вопрос
мне пришлось одеть наушники и прослушать тракт звука с одним и с двумя параллельно соединёнными одинаковыми микрофонами. Моё
ухо заметило изменение, и величина уловимая им составила, как потом выяснилось
целых три децибела (3 дБ), именно на эту величину возрос уровень сигнала на средних и низких
частотах, а значит, на 3 дБ (1.41 раз) возросла чувствительность при таком
соединении. Соотношение сигнал / шум тракта микрофон – усилитель улучшилось и
стало больше на 3дБ. Частотная характеристика выровнялась на 2 - 3 дБ по
отношению к одиночному микрофону. Для тестирования был использован самодельный
контрольный малошумящий микрофонный
усилитель.
Это продолжение тем:
Фото 1. Электретные микрофоны. |
Как я соединил микрофоны.
Лучше увидеть, чем описывать (+ с +, - с -).
При параллельном соединении микрофонов
уровень шума всего тракта уменьшился.
Динамический диапазон вырос на 3 дБ. Внутри электретного микрофона находится
полевой транзистор, и, соединяя параллельно микрофоны, я соединяю параллельно
транзисторы.
Как правило, первый
усилительный элемент тракта отвечает за соотношение сигнал / шум и в меньшей
степени за него отвечает второй по счёту усилительный каскад, а первым активным
элементом является сам электретный микрофон.
Такая практика
параллельного соединения используется в высокочувствительных усилителях низкой,
высокой и сверхвысокой частот, а также в смесителях для улучшения соотношения
сигнал / шум. Уровень собственных шумов активных элементов, соединённых
параллельно, уменьшается в 1,41 раз.
Уменьшилась
неравномерность частотной характеристики.
Даже в одной партии
микрофонов их частотные характеристики в небольшой степени будут отличаться,
однако вероятность, что пики подъёмов и спадов совпадут - минимальна, поэтому
происходит сглаживание частотной характеристики, что отражается на уменьшении
её неравномерности.
Возросла
чувствительность на 3 дБ в полосе частот
100 Гц – 3 кГц.
Возможно, стала
острее диаграмма направленности или за счёт увеличения площади рабочей
поверхности выросла эффективность.
Рис.4. Схема контрольного усилителя. |
При подключении трёх
микрофонов хороший результат получился с использованием динамической нагрузки. В
этом случае нагрузочный резистор заменяю полевым транзистором, который включён
источником тока и играет роль токостабилизирующего резистора. Такое включение обеспечивает
компрессию сигнала, повышает коэффициент усиления каскада и снижает нелинейные
искажения. Количество полевых транзисторов, включённых параллельно, подбираю
опытным путём до величины напряжения на микрофонах около половины напряжения
питания. Параллельное включение нелинейных элементов уменьшает собственный шум
усилителя.
Схема усилителя с динамической нагрузкой. |
Эскиз монтажа усилителя. |
В дальнейшем я использовал комбинированную схему включения электретных микрофонов (6 штук), а в контрольный усилитель ввел дополнительную коррекцию АЧХ. С помощью такой модернизации мне удалось записать шёпот на уровне громкого разговора. Но об этом в следующем посте.
Удивительно интересные решения. Спасибо вам за схему!
ОтветитьУдалитьВячеслав Юрьевич, все хорошо, только, извините, мне не понятно, как такую схему использовать с фантомным питанием. Не подскажите? Спасибо.
ОтветитьУдалитьИзвините, не уточнил - первый или второй рисунок со схемами.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Сергей. Фантомное питание осуществляется по двум проводам согласно рисунку 5. В практических целях используется провод (+) в экране. Рисунок 1 и 2 повторяют друг друга, просто на рисунке 2 я нарисовал какие элементы (транзистор, резистор и конденсатор) находятся внутри корпуса самого микрофона. Остальные детали: R 3,3 С 1 - 20 мкФ и С2 0,1 – 1 мкФ располагаются на плате, а два параллельно соединённых микрофона, соединяются с платой двумя проводами.
УдалитьВсе понятно. Большое спасибо. Удачи Вам!
ОтветитьУдалитьНепонятно только, где взять такой транзистор, которого даже в ЧипеДипе не сыскать...
ОтветитьУдалитьЯ так понимаю, что элементная база постоянно совершенствуется, старые элементы заменяются новыми и можно подобрать аналог с лучшими характеристиками.
УдалитьНа сегодня идентичный аналог полевого транзистора BFT46 – MMBFJ201. Вот аналогичные транзисторы, но с другой маркировкой выводов – BF510,215 и BF861C,215. Все аналоги есть в магазине ЧИП и ДИП.
УдалитьСпасибо. Взял BF862 из-за меньшего шума. Не силён в параметрах транзисторов. Что вижу, то и пою... Спаять и как то отладить могу, подобрать замену - это нужно втыкаться в теорию полевых транзисторов. Нет времени и желания, но есть необходимость собрать ларингофон (китайские - просто на выброс сразу). Спасибо ещё раз Вам, что взяли на себя труд выдать готовую проверенную схему нужного блока и натолкнули на решение моего вопроса.
УдалитьИнтересное решение, но у меня есть сомнение: ток в разных микрофонах будет разным, следовательно уровни сигналов у них (чувствительность) тоже будут различными. Вы не проверяли, какие токи в каждом микрофоне, когда они включены параллельно? Во сколько раз они могут отличаться? Однажды я пробовал включить микрофоны из одной партии последовательно, но падения напряжения на них отличались в десятки раз.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Я не сталкивался с тем, чтобы микрофоны из одной партии сильно отличались друг от друга. Проверяя партию микрофонов (150 шт.) по звуковому давлению, обнаружил только разницу по уровню в +/- 1,5 дБ. Приобретите пару микрофонов из одной партии, и проверьте, чтобы исключить сомнения.
УдалитьСтатические характеристики полевых транзисторов не могут быть идентичными. В моём случае (при последовательном включении) токи во всех транзисторах должны быть строго одинаковыми, а напряжение сток исток зависит ещё и от напряжения затвор-исток, которое в свою очередь зависит от качества электрета, его прогрева при изготовлении микрофона и т.д., т.е. непредсказуемо. Поэтому падение напряжения на каждом из них отличалось значительно.
ОтветитьУдалитьВ Вашей схеме напряжение сток-исток строго одинаковы, значит, по причинам, описанным выше, токи не могут быть равны. Поэтому у меня и возникли сомнения.
Другой вопрос: Как Вы думаете, можно ли эффективно использовать, скажем, 20 микрофонов, включенных параллельно?
В схемах этого поста эффект заметен только от трёх параллельно соединённых микрофонов.
УдалитьВообще-то теоретически для снижения шума микрофонов при суммировании их сигналов в n раз требуется n^2 микрофонов, т.е. чтобы шум уменьшился, например, в 4 раза, нужно 16 микрофонов. С другой стороны, возможно, слишком большое их количество не даст заметного улучшения из-за, например, других источников шума. Но меня заинтересовала Ваша схема просто как сумматор, в котором минимизировано количество компонентов, что особенно важно при большом количестве микрофонов. Мне интересно, будет ли чувствительность всех микрофонов одинакова?
ОтветитьУдалитьПодсоединяя поочерёдно микрофоны параллельно, Вы обнаружите, что напряжение на них стремится к нулю (параллельное соединение сопротивлений). В попытке сохранить дисбаланс, Вы начнёте уменьшать сопротивление нагрузки, что приведёт к потере усиления или уменьшения чувствительности группы микрофонов.
УдалитьВ тоже время, как Вы писали ранее: «Токи во всех транзисторах должны быть строго одинаковыми, а напряжение сток исток зависит ещё и от напряжения затвор-исток, которое в свою очередь зависит от качества электрета, его прогрева при изготовлении микрофона и т.д., т.е. непредсказуемо».
Современные технологии обеспечивают высокую повторяемость параметров, но 150 распаянных микрофонов, промытых в ультразвуковой ванне, пришлось выбросить. Это очень похоже на Ваш случай.
Эти схемы, приведенные в посте, не подходят для исполнения ваших замыслов.
Здравствуйте. Я хочу параллельно соединить два микрофона ШОРОХ-9. Они с АРУ и возможностью регулирования выходного сигнала. НА выходах микрофона 3 провода: Земля, выходи питание. Я хочу объединённый выход с двух микрофонов подключить к входу наушников в телефоне или компьютере или к усилителю (если будет тихо). Микрофоны будут стоять в 20 см друг от друга и направлены под углом друг от друга. Возможна ли такая схема, не будет ли эхо. Или наводок. Нужно покрыть большую площадь, поэтому и ставлю их под углом.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Я не вижу никаких проблем, давно бы уже подсоединили и тогда, возможно, были бы вопросы. Чтобы не волноваться, последовательно с выходом каждого микрофона поставьте разделительный конденсатор 0,1 – 1 мкФ.
УдалитьПривет! Ваш контент очень интересен! Спасибо за технологический вклад в эту область, которой так пренебрегают. В приложениях для захвата звука аккордеона для живых выступлений также используются несколько электретных микрофонов (от 4 до 6), что интересно, они используют сигнальный провод для каждого микрофона, а затем складывают эти сигналы вместе. Мой вопрос. Действительно ли этот метод правильный? Каковы недостатки и преимущества по сравнению с вашей топологией?
ОтветитьУдалитьМне не известна методика сложения микрофонов для аккордеона (каждый через свой усилитель и сумматор или все микрофоны в параллель, как в этой статье), а поэтому более точного ответа я дать не могу это всего лишь обмен опытом.
Удалить