Сорок лет назад, сосед Юрка не пил всю неделю. Грустно сидел
на кухне и курил одну за другой. Завтра ему опять надо идти к следователю. Я не
выдержал, спросил:
- Что случилось?
- Колесо от машины
оторвалось.
-Что с машиной?
- С машиной то всё
нормально.
- В чём же проблема?
- Бабулю колесо
переехало. Еду и вижу, колесо передо мной катится. Моё это колесо, что делать?
Остановился, а колесо дальше покатилось…
Это колесо я увидел
спустя 40 лет на окружной московской
автомагистрали. Катилось оно себе по осевой, никому не мешало. Я уже знал, как это может случиться, всем рассказываю, но
мне никто не верит. По сравнению с Юркой мне повезло больше, у меня тоже
переднее колесо открутилось, но никуда не покатилось, я в пробке дёргался.
Когда в беседке, на даче, рассказывал шурину про своё колесо, он меня слушал,
но не верил. Но ему тоже повезло, причем дважды. Первый раз все колёса на нитке
держались, домкрата у воров не оказалось. Второй раз повезло, что заднее колесо
открутилось.
Всем говорю, поменяли
колёса - проверьте их крепление через 100 километров, потом проверяйте через
каждые 1000!
- Зачем? У иномарок
не откручиваются колёса!
Хорошо, что редко за
рулём бываю. Маловато статистики, портящей настроение. В прошлом году, в
межсезонье, у БМВешки на трассе, колесо в кювет съехало. Повезло девчонке, по
сотовому эвакуатор вызывала, а вот машина днище до кишок пропорола.
Я застал то время,
когда были настоящие шоферы, а не водилы, когда каждый день машину тщательно готовили
к выходу из гаража. Мой папа тоже запорожец свой тщательно готовил к каждой
поездке. Проверял давление в шинах, подкручивал гайки, плотность электролита
измерял, уровень масла и так далее. Мне это всё передалось, я тоже до поры до
времени этим занимался, но после комического случая всё реже и реже стал так
тщательно готовиться к поездке.
Проверил давление в
шинах, как всегда в норме. Вдруг через два часа одно колесо спустилось, а ещё
никуда не выезжал. Поставил запаску, и она спустилась! Что делать? Снял
защитный колпачок с ниппеля, (на два
колеса он один был) а в нём уплотняющая резиновая шайба на ребре стоит. Она то
и давила на ниппель, воздух помаленьку стравливался. Не проверял бы так часто
давление, то ничего бы не было.
А вот с колесом, так
это целая история получилась. Посчитал себя профессионалом, и после очередной
смены колёс зимних на летние, решил больше не проверять затяжку болтов. Проверял согласно руководству по эксплуатации
всегда, и никогда не было необходимости в дополнительной затяжки. До сих пор
жалею, что изменил тогда себе, правда, только мне это послужило уроком.
В то утро в спешке собирался на дачу. Уже светало,
скоро сплошные пробки на дороге будут. Когда поставил в багажник первую сумку,
её ручка зацепилась за внутренний механизм запорного замка. Я быстро её
освободил, какой то стержень выпал, я его на место в полутемноте воткнул,
возможно, промазал. Захлопнул крышку багажника, и понял, что навсегда!
- Потом разберемся!
Успокоил меня сын,
заставляя дачными вещами салон машины.
- У меня там домкрат,
инструменты, запаска, знак аварийной остановки….
- Доедем до дачи,
ничего не случиться!
Отъехав, пять километров от города, попали в пробку на однорядном
участке дороги. В том месте там всегда затор, теперь 7 километров будем идти со
скоростью пешехода. Разгон, нейтралочка, торможение, разгон, торможение и так
далее. Дёргаюсь в потоке, дёргаюсь, и вдруг машина затряслась. Остановился,
выхожу. О, ужас, переднее колесо в арке
лежит, а за машиной с интервалом в один метр мои открученные болты! Про болты
мне с трейлера, что за нами шёл, подсказали, даже подождали, пока я их соберу.
Вместе с сыном освободили фарватер, итак проход
узкий. Сижу и думаю, что делать? Есть болты, нет домкрата, а тут ещё на
приборную доску взгляд упал. Если скажу что отсчёт пройденного пути составил
три шестёрки, то точно не поверите, поэтому округлю до семьсот километров, то есть до тысячи не дотянул, но
и после ста километров точно не проверил затяжку болтов согласно предписанию. А
тут ещё святой с иконки, что тёща прикрепила на торпеду, так назидательно и
строго на меня посмотрел, а может, мне это только показалось? С одной стороны повезло, что в пробке
открутилось, а, что было бы, если на скорости. Наверно развернуло, перевернуло,
и, вращаясь в боковой плоскости, направлял бы задетые мною машины в кювет.
- Чего размечтался?
Прервал мои мысли
сын, оторвавшись от сотового телефона.
- Я же говорил, что
всякое может случиться.
- Говорил, говорил,
вот и накаркал. Леху разбудить пришлось. Он со сна не понимает, что случилось,
почему понадобились все домкраты и весь что ни есть инструмент. Хорошо, что
только пять километров отъехали, через час будет на месте.
Лёха – это мой
старший сын. Я то вообще никого не хотел будить, да и за помощью к посторонним
людям тоже не хотел обращаться. Почему машина без домкрата? Почему домкрат
нельзя достать? Почему замок багажника заклинило? Думаю, на многие вопросы
придётся ответить, потом документы на машину попросят, или просто потом милицию
вызовут.
Наконец, моргая
аварийными желтыми огоньками, из потока ползущих машин, на обочину вырулил Matiz со смешными фарами, с нацарапанной гвоздём улыбкой на
капоте. С такой же улыбочкой вылез и сам водитель. Телефонного разговора
оказалось недостаточно, и опять началось с привычных вопросов, «почему?»
Фантастика, никто не
верит, что колесо само может открутиться, нужен обязательно наглядный пример.
- Вот пример,
посмотри, впредь не ленись, проверь затяжку, ведь не только себя возишь, а жену
и детей будешь возить!
Когда помощь подошла,
я уже ничего не делал, расслабился окончательно, ещё бы, такое пережить. Начал
мечтать о будущем. Вот поставлю пенистую кружку с пивом на крышу машины,
медленно и степенно, не торопясь, возьму длинную палку и начну ею шуровать из
дыры в салоне по внутреннему механизму замка. Так в последствии и получилось,
открылся багажник. Правда вместо палки швабра подошла. Потом узнал, что моя
новая машина оказалась недоделанная, наверно, как и все отечественные
автомобили, забыли поставить защитный колпак на внутренний механизм замка.
Допивая пиво, задумался, а не возить ли с собой швабру, вдруг опять заклинит?
Вечером того же дня
заправлял себя, чем покрепче. Отмечал сразу несколько дней рождения: своё и
своих пассажиров: сына, жены, отца, его кошки. В который раз повторял утреннюю
историю с колесом, и обязательно каждого, на ком останавливался взгляд, и у
кого была своя машина, торжественно, тыча пальцем в грудь, театрально, как в стихотворениях Маяковского спрашивал.
- А ты, проверил крепление своих колёс?!
Больше всего спрашивал шурина, мы с ним самые крепкие, если
по количеству тостов считать. Спрашивал точно, это я хорошо помню, потому, что
я никогда не пьянею, здоровье не позволяет. Но голова всё равно на утро сильно
болела, ещё бы, так переволноваться.
После этого случая
прошла ровно неделя, когда я спокойно доехал до дачи и неспешно разгружал вещи.
Вдруг позвонил телефон и шурин доложил, что доехать до дачи никак не
получается, машина барахлит, и он едет в сервис. Потом опять позвонил телефон,
и я узнал, что он до сервиса не доехал. С машиной оказалось всё нормально, просто
заднее колесо оторвалось, открутилось, но болты все на месте в колпаке
оказались. Сейчас только колесо поставит на место и опять в сторону дачи
поедет.
Опять дни рождения
отмечать придётся! Точно одним пивом не
обойтись, водочку не помешает в холодильник поставить охлаждаться.
А вы проверили затяжку болтов на колёсах своей
машины!
Когда всё уже настучал, решил спросить «Профессионального
водителя» про болты, (читайте на сайте «Дом белка»).
- Никогда не
проверяю!
Я то знаю, он врать
не будет. В моём доме аналогичный тип живёт. Тот вообще без колеса хотел
уехать, не получилось. Не то, что проверить болты, посмотреть, стоят ли колёса
на месте - некогда. Утром я коврики в снегу выбивал вместо зарядки и заметил,
что у его машины, вместо колеса под ступицей ящик стоит. Подумал, дела
хозяйские, может колесо чинит. Сижу себе спокойно, кофе попиваю. Вдруг вижу в
окно, мой сосед сумки на заднее сиденье автомобиля ставит, мотор включает…. Но
тронуться с места ему не удалось, только тогда начал машину обходить, наступило
время всплеснуть руками.
Сейчас новая мода
пошла на снос ракушек, и стоят автомобили бесхозные во дворах, ворам одно
раздолье. Поэтому всех автомобилистов прошу, умоляю, - проверьте свои колёса! Нагнуться тяжело,
ногами по колесу ударьте, визуально хоть посмотрите!
Увижу еще раз освободившееся колесо на осевой….
Проверяю изредка , как правило после каких нибудь ремонтов или перемен в машине, хотя сам терял заднее правое колесо, хорошо что тоже в толкающейся пробке.Потери минимальные-эффект - ощеломительный!Сейчас по научению еще инструктора по вождению, слушаю звук НОРМАЛЬНО РАБОТЮЩЕЙ МАШИНЫ и стараюсь выяснять все источники новых звуков. Не нравится поговорка "стук сам вылезет наружу" , часто бывает уже поздно и потери гораздо крупнее чем по первым сигналам механизма практически любого. А вот вместе мы сильнее!
ОтветитьУдалить