пятница, 13 апреля 2018 г.

Параллельное соединение электретных микрофонов.

  Что будет при параллельном соединении двух электретных микрофонов? Чтобы ответить на этот вопрос мне пришлось одеть наушники и прослушать тракт звука с одним и с двумя
  параллельно соединёнными одинаковыми микрофонами. Моё ухо заметило изменение, и величина уловимая им составила, как потом выяснилось целых три децибела (3 дБ), именно на эту величину  возрос уровень сигнала на средних и низких частотах, а значит, на 3 дБ (1.41 раз) возросла чувствительность при таком соединении. Соотношение сигнал / шум тракта микрофон – усилитель улучшилось и стало больше на 3дБ. Частотная характеристика выровнялась на 2 - 3 дБ по отношению к одиночному микрофону. Для тестирования был использован самодельный контрольный малошумящий  микрофонный усилитель.

                  Это продолжение тем:


Фото 1. Электретные микрофоны.
   

     
                                   Как я соединил микрофоны.

  Лучше увидеть, чем описывать (+ с +, - с -).
Рис. 1. Схема подключения электретных микрофонов.

     При параллельном соединении микрофонов уровень шума всего тракта уменьшился.
  Динамический диапазон вырос на 3 дБ.  Внутри электретного микрофона находится полевой транзистор, и, соединяя параллельно микрофоны, я соединяю параллельно транзисторы.

Рис. 2. Эквивалентная схема подключения электретных микрофонов.

 Как правило, первый усилительный элемент тракта отвечает за соотношение сигнал / шум и в меньшей степени за него отвечает второй по счёту усилительный каскад, а первым активным элементом является сам электретный микрофон.
 Такая практика параллельного соединения используется в высокочувствительных усилителях низкой, высокой и сверхвысокой частот, а также в смесителях для улучшения соотношения сигнал / шум. Уровень собственных шумов активных элементов, соединённых параллельно, уменьшается в 1,41 раз.
                      Уменьшилась неравномерность частотной характеристики.
 Даже в одной партии микрофонов их частотные характеристики в небольшой степени будут отличаться, однако вероятность, что пики подъёмов и спадов совпадут - минимальна, поэтому происходит сглаживание частотной характеристики, что отражается на уменьшении её неравномерности.
Рис. 3. Сквозная АЧХ одного микрофона и двух микрофонов.

                              Возросла чувствительность на 3 дБ  в полосе частот 100 Гц – 3 кГц.
 Возможно, стала острее диаграмма направленности или за счёт увеличения площади рабочей поверхности выросла эффективность.
 В испытаниях использовался самодельный малошумящий широкополосный контрольный усилитель.
Рис.4. Схема контрольного усилителя.


 При подключении трёх микрофонов хороший результат получился с использованием динамической нагрузки. В этом случае нагрузочный резистор заменяю полевым транзистором, который включён источником тока и играет роль токостабилизирующего резистора. Такое включение обеспечивает компрессию сигнала, повышает коэффициент усиления каскада и снижает нелинейные искажения. Количество полевых транзисторов, включённых параллельно, подбираю опытным путём до величины напряжения на микрофонах около половины напряжения питания. Параллельное включение нелинейных элементов уменьшает собственный шум усилителя.
 
Схема усилителя с динамической нагрузкой.

Эскиз монтажа усилителя.

В дальнейшем я использовал комбинированную схему включения электретных микрофонов (6 штук), а в контрольный усилитель ввел дополнительную коррекцию АЧХ. С помощью такой модернизации мне удалось записать шёпот на уровне громкого разговора. Но об этом в следующем посте.

19 комментариев:

  1. Удивительно интересные решения. Спасибо вам за схему!

    ОтветитьУдалить
  2. Вячеслав Юрьевич, все хорошо, только, извините, мне не понятно, как такую схему использовать с фантомным питанием. Не подскажите? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Извините, не уточнил - первый или второй рисунок со схемами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Сергей. Фантомное питание осуществляется по двум проводам согласно рисунку 5. В практических целях используется провод (+) в экране. Рисунок 1 и 2 повторяют друг друга, просто на рисунке 2 я нарисовал какие элементы (транзистор, резистор и конденсатор) находятся внутри корпуса самого микрофона. Остальные детали: R 3,3 С 1 - 20 мкФ и С2 0,1 – 1 мкФ располагаются на плате, а два параллельно соединённых микрофона, соединяются с платой двумя проводами.

      Удалить
  4. Все понятно. Большое спасибо. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  5. Непонятно только, где взять такой транзистор, которого даже в ЧипеДипе не сыскать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я так понимаю, что элементная база постоянно совершенствуется, старые элементы заменяются новыми и можно подобрать аналог с лучшими характеристиками.

      Удалить
    2. На сегодня идентичный аналог полевого транзистора BFT46 – MMBFJ201. Вот аналогичные транзисторы, но с другой маркировкой выводов – BF510,215 и BF861C,215. Все аналоги есть в магазине ЧИП и ДИП.

      Удалить
    3. Спасибо. Взял BF862 из-за меньшего шума. Не силён в параметрах транзисторов. Что вижу, то и пою... Спаять и как то отладить могу, подобрать замену - это нужно втыкаться в теорию полевых транзисторов. Нет времени и желания, но есть необходимость собрать ларингофон (китайские - просто на выброс сразу). Спасибо ещё раз Вам, что взяли на себя труд выдать готовую проверенную схему нужного блока и натолкнули на решение моего вопроса.

      Удалить
  6. Интересное решение, но у меня есть сомнение: ток в разных микрофонах будет разным, следовательно уровни сигналов у них (чувствительность) тоже будут различными. Вы не проверяли, какие токи в каждом микрофоне, когда они включены параллельно? Во сколько раз они могут отличаться? Однажды я пробовал включить микрофоны из одной партии последовательно, но падения напряжения на них отличались в десятки раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Я не сталкивался с тем, чтобы микрофоны из одной партии сильно отличались друг от друга. Проверяя партию микрофонов (150 шт.) по звуковому давлению, обнаружил только разницу по уровню в +/- 1,5 дБ. Приобретите пару микрофонов из одной партии, и проверьте, чтобы исключить сомнения.

      Удалить
  7. Статические характеристики полевых транзисторов не могут быть идентичными. В моём случае (при последовательном включении) токи во всех транзисторах должны быть строго одинаковыми, а напряжение сток исток зависит ещё и от напряжения затвор-исток, которое в свою очередь зависит от качества электрета, его прогрева при изготовлении микрофона и т.д., т.е. непредсказуемо. Поэтому падение напряжения на каждом из них отличалось значительно.
    В Вашей схеме напряжение сток-исток строго одинаковы, значит, по причинам, описанным выше, токи не могут быть равны. Поэтому у меня и возникли сомнения.
    Другой вопрос: Как Вы думаете, можно ли эффективно использовать, скажем, 20 микрофонов, включенных параллельно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В схемах этого поста эффект заметен только от трёх параллельно соединённых микрофонов.

      Удалить
  8. Вообще-то теоретически для снижения шума микрофонов при суммировании их сигналов в n раз требуется n^2 микрофонов, т.е. чтобы шум уменьшился, например, в 4 раза, нужно 16 микрофонов. С другой стороны, возможно, слишком большое их количество не даст заметного улучшения из-за, например, других источников шума. Но меня заинтересовала Ваша схема просто как сумматор, в котором минимизировано количество компонентов, что особенно важно при большом количестве микрофонов. Мне интересно, будет ли чувствительность всех микрофонов одинакова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подсоединяя поочерёдно микрофоны параллельно, Вы обнаружите, что напряжение на них стремится к нулю (параллельное соединение сопротивлений). В попытке сохранить дисбаланс, Вы начнёте уменьшать сопротивление нагрузки, что приведёт к потере усиления или уменьшения чувствительности группы микрофонов.
      В тоже время, как Вы писали ранее: «Токи во всех транзисторах должны быть строго одинаковыми, а напряжение сток исток зависит ещё и от напряжения затвор-исток, которое в свою очередь зависит от качества электрета, его прогрева при изготовлении микрофона и т.д., т.е. непредсказуемо».
      Современные технологии обеспечивают высокую повторяемость параметров, но 150 распаянных микрофонов, промытых в ультразвуковой ванне, пришлось выбросить. Это очень похоже на Ваш случай.
      Эти схемы, приведенные в посте, не подходят для исполнения ваших замыслов.

      Удалить
  9. Здравствуйте. Я хочу параллельно соединить два микрофона ШОРОХ-9. Они с АРУ и возможностью регулирования выходного сигнала. НА выходах микрофона 3 провода: Земля, выходи питание. Я хочу объединённый выход с двух микрофонов подключить к входу наушников в телефоне или компьютере или к усилителю (если будет тихо). Микрофоны будут стоять в 20 см друг от друга и направлены под углом друг от друга. Возможна ли такая схема, не будет ли эхо. Или наводок. Нужно покрыть большую площадь, поэтому и ставлю их под углом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Я не вижу никаких проблем, давно бы уже подсоединили и тогда, возможно, были бы вопросы. Чтобы не волноваться, последовательно с выходом каждого микрофона поставьте разделительный конденсатор 0,1 – 1 мкФ.

      Удалить
  10. Привет! Ваш контент очень интересен! Спасибо за технологический вклад в эту область, которой так пренебрегают. В приложениях для захвата звука аккордеона для живых выступлений также используются несколько электретных микрофонов (от 4 до 6), что интересно, они используют сигнальный провод для каждого микрофона, а затем складывают эти сигналы вместе. Мой вопрос. Действительно ли этот метод правильный? Каковы недостатки и преимущества по сравнению с вашей топологией?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне не известна методика сложения микрофонов для аккордеона (каждый через свой усилитель и сумматор или все микрофоны в параллель, как в этой статье), а поэтому более точного ответа я дать не могу это всего лишь обмен опытом.

      Удалить