О сайте

Всем доброго времени суток! Я, Вячеслав Юрьевич, или просто В.Ю. приглашаю Вас в свой блог. Почему блог так называется? Я дедушка и, как все деды, люблю поговорить о былом и поучить молодёжь. Читайте мои посты с советами обо всём, а особенно о здоровье. До новых встреч!

среда, 7 октября 2020 г.

Беспризорный КВ диапазон 3 МГц в ретро приёмнике.

 Идёт трансляция футбольного матча по транзисторному радиоприёмнику. Комната наполнена шумом трибун. Ускоряющийся  темп голоса комментатора Озерова, переходящий в крик заставляет отца-болельщика, сидящего на диване, словно вратаря в воротах приподняться, чтобы поймать воображаемый мяч. Я включаю свой первый самодельный ламповый регенеративный приёмник, надеваю наушники и, вращая ротор переменного конденсатора,  двигаюсь по диапазону. Одна радиостанция, вторая… . Громкость увеличивается и вот я уже на стадионе, но что-то складывается не так, и нарастающий свист переходит в полную тишину как в наушниках, так и в комнате, что вызывает недоумение у диванного болельщика. А я продолжаю крутить ручку настройки своей самоделки, и в транзисторном приёмнике вместо футбольного матча появляются другие радиостанции. Отец, схватив в руки Сокола (так назывался транзисторный радиоприёмник),  крутит его ручки, трясёт и, пытаясь вернуть нужную радиостанцию, хлопает по нему ладонями.
 Тогда я даже не подозревал, что это был мой первый выход в эфир. Да, это свойство регенеративных приёмников за счёт положительной обратной связи на пороге самовозбуждения, перед тем, как превратиться в генератор помех, обладать высокой чувствительностью и селективностью за счёт сужения полосы пропускания и большого усиления.

 Дача. Осень. Темнеет рано. На раскрытом ноутбуке уровень Wi-Fi соединения только одного моего роутера. Все соседи разъехались. Полная скукатень. Перемещаю по экрану потемневшие от времени отсканированные  страницы журнала «Радиолюбитель» за 1929 год 07. Предлагают осваивать «белые пятна» диапазона коротких волн 50 – 200 метров (6 – 1,5 МГц). В то время этот диапазон считали беспризорным. 

Схема регенеративного приёмника.

До боли знакомая классическая схема лампового  регенеративного коротковолнового приёмника на двух радиолампах. Это он, мой первый  приёмник, который я собрал в конце 60-х годов, когда был ещё школяром. 
Конструкция приёмника. Журнал "Радиолюбитель" 1929 07.
Сколько приятных вечеров и воспоминаний, проводимых с ним, не стираются из памяти. Так и хочется повторить  эту историческую самоделку вместе с внуками. 

  
Фрагмент конструкции приёмника.
 Фрагмент конструкции приёмника. Контурная катушка L1 намотана на картонном цилиндре длиной 60 мм и диаметром 70 мм проводом диаметром 0,5 мм и содержит две секции по 10 витков. Расстояние между секциями 15 мм. Отвод от 15-го витка. Внутри контурной катушки расположена катушка обратной связи L2, поворачивающаяся на оси. Эта катушка намотана на картонном каркасе диаметром 35 мм и длиной 33 мм и содержит 20 витков провода диаметром 0,1 мм. Конденсатор настройки С имеет ёмкость не менее 250 пФ. Низкочастотный согласующий трансформатор с соотношением обмоток от 1 : 2 до 1 : 5

  Да на этих частотах уже никто не работает! Все уже во всемирной паутине!

 Всё чаще эти возгласы я слышу в комментариях. Так ли это на самом деле. Я снимаю с полки транзисторный радиоприёмник из своей коллекции, тот самый National Panasonic  model R – 314, который победил в соревновании между приёмниками ветеранами. Восемь лет прошло с тех пор. Приёмник всегда готов к работе.

Я модернизировал контейнер под батарейки АА.

 Включаю «беспризорный диапазон». Частоту чуть выше 3 МГц принято называть «хулиганской». Но для меня открывается несколько иная картина, я слышу позывные настоящих любителей радио. За 15 минут приёмник ретро, на штыревую антенну длиной в 1 метр, поймал позывные: Зимородок, Килогерц, Кантата, Пирамида, Турбина, Ботаник, Глушитель, Саморез, Большевик, Абдула….. Города:  Липецк, Орёл, Ярославль, Ставрополь…

Кроме беспризорного диапазона 3 МГц приёмник имеет 4 радиолюбительских: 
3,5 МГц, 7 МГц, 14 МГц, 21 МГц.
Свободные любители связывались между собой, подтверждали прохождение сигнала в баллах, оценивали качество модуляции (разборчивость звука и отсутствие искажений), в двух словах рассказывали о своей технике, желали всех благ, здоровья, короче 73! (всего наилучшего).

 Я так понял, что после смерти федеральных каналов, вещавших на громадные просторы России, осталась одна единственная радиосвязь, где напрямую можно узнать, что же на самом деле происходит, к примеру, после очередного катаклизма. Применение амплитудной модуляции, упрощает приёмный тракт по сравнению с приёмом радиостанций с одной боковой полосой (SSB), что делает приёмник доступным. Теперь этот диапазон я бы назвал не белым пятном, не свободным, не хулиганским, а диапазоном будущего, как и в фантастических фильмах, где после всемирных катастроф, связь на большие расстояния осуществлялась любительскими радиостанциями с амплитудной модуляцией.

Я стал двигаться дальше по диапазону КВ. На частоте 3,5 МГц (радиолюбительский диапазон) использовалась однополосная модуляция, и мой приёмник не мог переварить сигнал в связи с отсутствием  декодера.

 Я попробовал подключить к приёмнику Г-образную антенну, проходящую по самому коньку крыши, и качество сигнала резко упало из-за помех. Неужели ферритовая антенна используется на коротких волнах? Любопытство побудило меня снять заднюю крышку приёмника. Так и есть! Вот почему сигнал такой чистый, ведь такое исполнение антенны обеспечивает ей диаграмму направленности, подавляя ненужные сигналы. Правда, в городе, в квартире  приёмник работал крайне плохо. Здесь от сетевых проводов, к которым подключены все бытовые приборы с преобразователями напряжения, излучающие высшие гармоники, забивающие диапазоны ДВ, СВ, КВ - никуда не уйти. Теперь-то я знаю, почему чувствительность приёмника за городом лучше, как и лучше моё самочувствие.

Приёмник без задней крышки.
 
Но что меня поразило больше всего, когда я открыл заднюю крышку, так это полное отсутствие пыли и налёт воска на отдельных деталях в целях защиты от влажности. А ведь приёмнику уже почти 45 лет!

 Через неделю, на даче, я опять включил приёмник на 15 минут и уже не выдвигал штыревую антенну. Список позывных пополнился: Нарушитель, Пехота первый район, Магистраль 36, Дача 36, Энергетик, Авторитет, Балтика, Накал, Фабрика.

 Я всегда с трепетом отношусь к своим коллекционным приёмникам, и с каждым из них связаны свои воспоминания. Взять, к примеру, отшлёпанный Сокол. Он всегда был спутником в наших пеших и байдарочных походах.  Даже прошёл водяное крещение и пришёл в себя только через неделю. Он первый известил, что это ещё не конец света, когда на привале, вдали от цивилизации ухнуло так, что земля задрожала.  Достаточно было прогуляться по диапазонам, чтобы убедиться, что с планетой Земля всё в норме.

5 комментариев:

  1. Привет! И у меня такой есть!Слушаю в лесу,когда идет дождь,мокро,спешить некуда.

    ОтветитьУдалить
  2. Я недавно выиграл аукцион на портативный приёмник SANYO 1970-го года, с диапазоном КВ. Как думаете, стоит выкупать? Цена 1100р без пересылки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для меня название фирмы ни о чём не говорит. Технические характеристики (диапазон частот …) приёмника внесут больше информации. Но подкупает чисто японское качество. Тут, давеча, зашёл на сайт магазина «Кварц». Такие ферритовые стержни для магнитной антенны моего приёмника стоят от 500 р. Ничего не могу советовать, но если только для интереса, для знакомства с этой моделью.

      Удалить
  3. Такие приёмники интересны тем, что УНЧ там двухтрансформаторный на двух германиевых транзисторах. И они зачастую лучше, германиевых советских транзисторов. И звук у такого УНЧ уж больно приятный на слух, и громкость высокая, и на мозги не давит, даже если весь день играет

    ОтветитьУдалить