Галогеновая лампа,
вместо неё светодиодная, а затем ксеноновая – вот этапы переделки старого фонаря. Но если меня
спросить, какой же фонарик лучше? Ответ всегда один – самодельный. Хочу рассказать одну историю про старый
фонарь, и о том, как из простого фонарика с галогеновой лампой, он превратился
в ксеноновый. А началось всё с того, что я просто заменил умерший, тяжёлый свинцовый
аккумулятор на маленькие литиевые элементы.
А потом и пошло и поехало. Но разложим всё по порядку, по этапам,
возможно, кого-то устроит самая простая переделка фонаря, ведь у каждой ступени
доработки есть свои плюсы и минусы.
1. Замена свинцового аккумулятора на литиевые
элементы питания.
Это самое простое, что я сделал, когда
обнаружил, что свинцовый аккумулятор перестал заряжаться. Времени на ремонт
совсем не было, да и фонарь требовался всего на один вечер. Под рукой были
отбракованные литиевые элементы, которые после несколько циклов заряд / разряд разряжались быстрее. Несколько таких аккумуляторов я и оставил себе, так на всякий
случай, и они мне не то что пригодились, но даже не подвели. Вместо 6 вольт на
галогеновую лампу приходило 7,4, как же ярко она светила. Когда я скручивал и
распаивал последовательно литиевые элементы, то совсем не думал, как в
дальнейшем буду их заряжать, свет нужен был сегодня.
Литиевые аккумуляторы. |
Как вы, наверно, уже знаете, существуют
зарядки для литиевых элементов, не позволяющие превысить напряжение на них
больше 4,1… вольта. Такие зарядки годятся для одного или параллельно соединенных
элементов, но в фонаре они у меня соединены последовательно. Заряжать
последовательно включенные литиевые аккумуляторы это целая тема, упирающаяся в
плату балансировки, включающую в себя сгусток микросхем, которые обеспечивают максимальное пороговое напряжение 4,2 вольта
на каждом элементе в период заряда и минимальное пороговое напряжение 2,5 – 2,7
вольта в период разряда. Эти платы вытягивают из аккумулятора ток, и даже
положенный на хранение фонарик уже через полгода требует заряда. Я решил всё
упростить и поступил следующим образом.
На
период зарядки аккумуляторы включаются параллельно, а во время работы
последовательно.
Вся фишка в разъёмах или в разъёмах фишка. |
Вся фишка в разъёмах или в разъёмах фишка. Каждый вывод аккумулятора я распаял на клеммы корпусного разъёма. Теперь для работы фонаря, внешним разъёмом (фишкой) соединяю элементы последовательно, а для зарядки аккумуляторов внешним разъёмом зарядного устройства - параллельно. Теперь галогеновый фонарь работает от литиевых элементов. Но рано поставить в этом пункте окончательную точку, так как фонарь всё же желательно доработать.
Фонарь с галогеновой лампой 6 V 18 W. Фото со вспышкой. |
Нежелательно эксплуатировать разряженные
литиевые аккумуляторы с напряжением менее 2,7 вольта. Чтобы не допустить этого на
каждый аккумулятор ставится плата отсечки (микросхема с ключевым транзистором),
отключающая элемент с напряжением ниже «мусорного» уровня. Эти платы я обычно
снимаю со старых литиевых элементов, которые отслужили свой срок. Сами же
литиевые аккумуляторы могут продаваться как с вмонтированными в них монтажными
платами отсечек, так и без них.
Время непрерывной работы можно увеличить в 2 раза, используя смешано-параллельное
соединение элементов питания (вместо двух элементов использовать четыре),
включая их таким образом на время работы, соединяя параллельно на время заряда
и разрывая цепь питания выключателем, оставлять разъединённые аккумуляторы на
хранение.
Достоинство такой переделки - это
малый вес фонаря и большее время работы.
2. Светодиодный
фонарь.
Фонарь со светодиодной лампой. Фото со вспышкой. |
Это переходная модель для подготовки к использованию ксеноновой лампы. Ничего нового, просто добавляются ещё два литиевых элемента и последовательная схема их включения. Разница лишь в том, что кроме галогеновой автомобильной лампы можно поставить светодиодную лампу на 12 вольт, автомобильную лампу на 12,6 вольт или блок розжига с ксеноновой лампой. Для меня это было просто этапом проверки схемы для светодиодной лампы. Если светодиодная лампа включалась нормально, то стоило подключить автомобильную лампу накаливания – света не было, срабатывали платы отсечек, которые при сильном проседании напряжения на аккумуляторе его отключают, так как в момент включения лампы накаливания, ток достигает максимума и только после разогрева спирали уменьшается.
3. Ксеноновый фонарь.
Ксеноновая лампа. Фото со вспышкой. |
В этой конструкции я использовал бывший в
употреблении блок розжига ксеноновой лампы от старого автомобиля, поскольку сам
фонарь уже сильно состарился, ему уже 10 лет, правда, по функциональным
свойствам среди всех новомодных фонарей он теперь вырвался в лидеры.
Недостатком конструкции является то, что блок розжига не поместился в корпус
фонаря и используется как подставка.
Современные блоки розжига в 2 раза меньше и свободно размещаются в аналогичном корпусе.
Ксеноновая лампа Блок розжига.
..
Современные блоки розжига в 2 раза меньше и свободно размещаются в аналогичном корпусе.
Ксеноновая лампа Блок розжига.
Новый блок розжига. 2
х 12 В ксенон балласт 35 Вт цифровой тонкий HID |
Ещё один возможный этап модернизации.
Вместо разъёмов можно
использовать реле, которые на момент включения фонаря соединяют аккумуляторные
элементы последовательно, а на период заряда параллельно.
Так прошли первые испытания фонаря.
Спасательная надувная лодка уже не первую ночь
колыхалась по волнам. Продукты и вода закончились. Рация отсырела и не
работала. В ночь была выпущена последняя сигнальная ракета. Нераспечатанным оставался только герметично
заваренный свёрток с надписью «фонарик». Зачем он только нужен, до звёзд,
уходящих за горизонт, ему всё равно не
достать. Вдруг у самого горизонта над самой водой появились красно-белые точки.
Неужели корабль! Плотный пластик герметичного пакета был скользким и не рвался,
тогда в ход пошли зубы. Где то, наверно,
на ручке должен быть выключатель. Острый луч света скользнул по воде и,
упираясь в небо, растворился в бесконечности. Он хотел встать в полный рост, но
от слабости потеряв равновесие, шлёпнулся на дно лодки, и при этом упрямо
продолжал держать в высоко поднятой руке словно факел - горящий фонарь.
Привстав для устойчивости на колени, и направив луч света в сторону ходовых
огней, человек стал закрывать и открывать луч ладонью. Три коротких пучка
света, три длинных, три коротких. Мощный луч ответного прожектора заскользил по
гребням волн, и стало совсем светло...
Больше всего мне понравилась фраза: ... от старого автомобиля ...
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за статью. Нашел то что искал. Мне такая схема реализации очень подходит.
ОтветитьУдалитьА почему бы не применить плату BMS? И проблема с зарядкой и переключением на рабочее напряжение исчезла бы.
ОтветитьУдалить