пятница, 2 января 2015 г.

Новогодняя история.

 
Эта старая история, которая случилась со мной в юности,  сильно пригодилась в дальнейшей жизни. Главное – не паниковать и тогда всё получится, так, по крайней мере, говорила моя мама.
  Все любили собираться у Петровича. Разговоры текли рекою, как и горячительные напитки. Сильные постепенно отступали на кухню, чтобы дать возможность отдохнуть слабым, принимающим горизонтальное положение на диване, кровати, а то и на полу. Кухонное бубнёное гудение продолжалось всю ночь, волнами набирая громкость, сменяясь интервалом звенящих рюмашек. Искажённая жевательным процессом речь успокаивала и вводила в состояние эйфории. Тесная уютная кухня, словно медицинский кабинет лечила мозг от неурядиц и беспокойств, отвлекая мысли на совершенно  другие темы. Но как ни приятны психотерапевтические процедуры, всё хорошее кончается быстро, и ночь переходит в тусклое зимнее утро с тупой тяжестью в голове от выпитого.
 - Во как, светает уже. Новый день начинается. А чего, ничего не осталось? Подлечиться бы не мешало. И кто это придумал с 11 влагу продавать?
 Кто-то из гостей демонстративно смотрит на последнюю пустую бутылку, круговыми движениями вращает её, а вдруг померещилось, и она ещё полная. Воспользовавшись отвлекающим моментом, Петрович открывает шкаф и вытягивает оттуда огромную эмалированную кастрюлю, сидя на корточках, снимает крышку и прислушивается к содержимому.
 - Неужели есть?
 - Тихо, спугнёте.
 Мутную жидкость в пивной кружке смотрит на свет, нюхает и, наконец, делает глоток. Все с надеждой смотрят на лицо. Мне известно три варианта этих гримас. Когда лицо сколдобится - брага перестояла, безразличие и грусть – неготовая  ещё. Радость, улыбка, сияние ….
 Да быть такого не может, чтобы к торжеству не подошла,  и тесно становится на маленькой кухне от суеты. Сюда из разных уголков квартиры стекаются комплектующие для сборки мини водочного заводика: воронки, шланги, титановый бак и наконец, самое ценное, словно грудной ребёнок, завёрнутый в несколько тряпок-пелёнок стеклянный ректификатор.
 Заново отмыта посуда, сверкает только что нарезанное замороженное сало, заигрывая с солёными огурчиками. Усталость бессонной ночи снимает как волшебный взмах руки первая проба первача. Снова свежие румяные лица, смех и веселье, бесконечные байки и рассказы с отрывами на тосты. И если между первой и второй интервал небольшой, возможно, поэтому в период последующей затяжной паузы забыт на время, и оставлен за застольными спинами  работающий заводик, тоненькой струйкой завершая  очередную бутылку. Наполненная до края, невидимая влага образует растекающуюся лужицу, которая всё ближе и ближе притягивается горящей конфоркой.
  Пламя увидели да и почувствовали все разом. Зачем надо было заливать огонь кофейным напитком «Дружба» из литрового кофейника. Это только усугубило положение, и помимо стола заполыхал пол. Эвакуация с завода произошла в пол касания и спасшиеся теперь из тесного коридора наблюдали за охваченной пламенем уютной кухней, ибо находиться там уже не было никакой возможности из-за высокой температуры. И в подтверждение расплавленные пластмассовые карнизные крючки скинули на пол, на помощь огню одну штору, открывая взору с улицы объятый пламенем заводик, а когда вторая штора спустилась к первой, кто-то из гостей, прижимая двумя руками к груди, полную спасённую поллитровку в панике закричал:
 - Скорую надо вызывать!
(Только потом до меня дошло, что вызов пожарных сопровождается вызовом на место милиции с составлением протокола, что грозило бы большим штрафом). Из оцепенения всех вывела моя мама. Подняв вверх руки, в которых она держала раскрытое покрывало, она крикнула, направляясь к кухне:
 - Без паники! Освободите дорогу!
 Из тесного коридорчика все выбежали,  и она очень неспешно, как в замедленной киносъёмке пошла навстречу огню, держа перед собою покрывало. Я хорошо запомнил медленно переступающие ноги и отсутствие тапка на одной ступне.
 - Всё, можете заходить.
 После небольшой уборки (пострадали только крючки, на которых были подвешены шторы), все заняли свои места на чудом уцелевшей кухне. От перенесённого волнения присутствующие разом протрезвели, и разбор полётов продолжился.
 Впоследствии я тоже решил разобраться,  и спросил маму:
 - Какая была необходимость так медленно передвигаться с покрывалом, ведь в фильмах, когда тушат пожар, всё делается бегом?
 - Главное - не поддаться панике. Я на самом деле сама испугалась, а шла медленно от страха, думала, начну торопиться, запутаюсь в этом покрывале и упаду ещё.
 В жизни мне не раз приходилось тушить начавшийся очаг возгорания аналогичным способом. Помню, когда вспыхнул на даче факелом газовый баллон, я по неопытности, поддавшись панике, тоже окатил его ведром с водой и чуть не наделал худшей беды, если бы ни эта старая история.  Накрыть пламя покрывалом, тряпкой и таким образом перекрыть доступ воздуха и остановить горение, вот  что и сделал впоследствии. В быту это может быть природный газ, бензин, растворители. Тушение их водой только усугубит положение, поскольку увеличит площадь возгорания. Все эти жидкости, растекаясь вместе с водой, будут гореть на её поверхности.
P.S.
 Советский кофейный напиток «Дружба» включал в себя только 10 процентов кофейных зёрен,  остальные основные  добавки – это обжаренные ячменные зёрна,  жёлуди и корень цикория. Пахло ядрёно и использовалось, чтобы сбить запах нагретой браги, и не только. Лично для моего детства и отрочества это было повседневным утренним напитком, а по вкусности он мог бы поспорить с современными завозимыми в Россию кофейными зёрнами. Как и самогон подавать к столу такой напиток было непрестижно.
  В 2014 году цены на алкоголь менялись дважды и трижды рассматривались, интересная застольная тема, без политинформации позволяющая понять всю сложность роста народного благосостояния.

Комментариев нет:

Отправить комментарий