понедельник, 29 июля 2013 г.

Сказка деда перед сном.

                                                                    Гном, который живёт в часах. Часть 1-2.
Рис.1.

 Сказку перед сном мне раньше рассказывала бабушка. Она не знала до конца ни одной сказки, тем не менее, я считал её лучшей рассказчицей.
 - А дальше что?
  Нетерпеливо спрашивал я, когда пауза заметно затягивалась.
 - Дала она ему клубочек и сказала, что будет он показывать дорогу. Катился клубок, катился. Лесами катился, полями катился, холмами катился. Катился, катился…
  - А дальше?
 Местами заметно затянувшаяся пауза переходила в храп. Нестерпимо хотелось спать и в тоже время очень хотелось узнать, чем закончится эта сказка. Бабуля вздрагивала от моего вопроса и продолжала сказание.

 - Прыгнул он лисице на мордочку и стал распевать песенку, что он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, а та взяла его, да и съела, и нет больше колобка. Давай, засыпай скорее. Завтра вставать рано.
   Засыпая, я думал, когда же клубок в колобок успел превратиться, и где я пропустил этот момент? Но это не так было важно, главное, что бабуля рядом, её уставший голос сказочницы действовал успокаивающе.  Да и что не говори, а рассказать сказку намного сложнее, чем прочитать  с выражением по книжке. Перепутав все сказки и добавив что-то свое, рождается нечто неповторимое, требующее продолжения, и та же самая, пересказанная вновь сказка, совершенно не будет повторять предыдущую.
 - Деда, расскажи сказку.
 Опять раздаются детские голоса, только раньше меня называли папой. Как быстро бежит время, вот я уже в окружении внуков, и теперь они будут  слушать сказку, которую я когда-то рассказывал своим детям.  Я рассказываю её вновь и вновь и такое живое общение с детьми намного лучше, чем компьютерные диски и флешки с памятью. Я придумывал сказку на ходу, просто перед глазами стояли пластилиновые заставки из детской передачи «Спокойной ночи малыши» с раскачивающимся  жирафом на маятнике часов, с горкой подушек на кровати.

                                         Часть 1.       Гном, который живёт в часах.

Рис. 2.
  Дедушкины старинные часы никогда не ломались и всегда ходили исправно, по ним даже сверяли время, меняя цифры на электронных часах. Никто никогда не догадывался, да и сам дедушка тоже, что в этих старинных часах жил маленький живой человечек, которого почему-то принято называть гномом. Весь день он спал на маленькой кроватке, которая располагалась прямо на маятнике часов, а так как кроватка раскачивалась, то сон был очень крепким. Звали нашего маленького человечка Помпоном за его шапочку с кисточкой. Когда он спал в своей кроватке, помпончик свешивался из неё и также раскачивался в такт маятнику. Будила гномика механическая кукушка, в полночь она куковала ровно 12 раз. Верёвочная лестница спускалась с маятника, и человечек, держа клетку, в которой жил светлячок, спускался со своего спального места.   Светлячок, гномик называл его Лучиком, тоже просыпался в своей клетке и начинал светиться, освещая весь механизм часов.  Друзья усаживались поудобнее за чайным столиком, подготовленным кукушкой, и начиналась беседа. Кукушка рассказывала все дневные новости, гномик рассказывал свой очередной сон. Выпив чай, человечек вместе со своим другом светлячком, приступал к  своим обязанностям, к тщательной проверке всего механизма часов.  В маленькой сумке, которая хранилась под крылом кукушки,  находился весь необходимый инструмент: щетки для чистки механизма, маслёнка, ключи и отвёртки. Работа была очень сложной, так как механизм нельзя было останавливать, его шестерёнки, молоточки и пружинки постоянно находились в движении. Бывало, закрепив себя к большой шестерне и вращаясь по кругу, как акробат, человечек успевал с помощью маслёнки капнуть масло в труднодоступное место или зачистить щеткой появившуюся ржавчину. Светлячок помогал ему, освещая сложный механизм своим телом. Кукушка отсчитывала время, добавляя с каждым часом очередное ку-ку, чтобы работа была выполнена в срок. Потом наступало время осмотра самой кукушки. Протиралось от пыли и полировалось каждое пёрышко крыла, проверялось горло, чистился клюв. В этот момент птица становилась очень капризной, начинала жаловаться на свою трудную работу - куковать без отдыха.
 -  Кукуешь, кукуешь каждый час, а отдыхать-то когда? Некогда отдыхать-то!
 С ней никто не спорил, наоборот сочувствовали и как могли, успокаивали, и даже добавляли лишнюю порцию масла в механизмы, оживляющие птицу на время непродолжительной работы.
 Ночь подходила к концу, и начинало светать. Все опять собирались за чайным столиком. Светлячок всё тусклее и тусклее продолжал светиться, гномик всё чаще и чаще начинал зевать, кукушка всё рассказывала о своей нелегкой жизни, но её уже никто не слушал. Гномик и светлячок готовились ко сну. Друзья забрались по верёвочной лестнице к кроватке, пристроенной к маятнику. Тщательно сбивались подушки, чтобы сон был слаще. Человечек надевал шапочку с помпоном, клал ладошку под щёчку и засыпал. Светлячок заползал в свою клетку, чтобы его не забыли забрать с маятника.  Механизм часов работал исправно, маятник, как качели, раскачивал кроватку из стороны в сторону, помпончик на шапочке, свесившись с кроватки, тоже раскачивался из стороны в сторону.  Друзья мгновенно засыпали после тяжёлой работы.  А часы продолжали исправно ходить, отсчитывая время, и никто никогда не смог догадаться, почему механизм их никогда не ломался.

                                                             Часть 2. Заболела кукушка.

 В этот вечер кукушка была наиболее капризной, всё время жаловалась на своё здоровье, говорила, что ей всё труднее и труднее становится куковать. Друзья слушали её и разводили руками не в силах объяснить её недомогание и в душе сочувствовали, ведь внешне она выглядела здоровой, начищенные пёрышки и клюв блестели, как новые. Гном Помпон со светлячком  Лучиком делали всё возможное для механической птицы.
 На следующий день гномик чуть не проспал. Кукушка действительно куковала очень тихо.  Хорошо, что была полночь, и никто не заметил этого. Если бы не светлячок, который к этому времени начинал ярко светиться, друзья проспали бы точно. Чай оказался совсем не сладким, и пряник был сухой – с птицей явно творилось что-то неладное.
- Надо проверить звуковой механизм.
 Шепнул Помпон Лучику. Они кивнули друг другу в знак понимания, ничего не стали говорить кукушке, чтобы не расстраивать её, и стали собираться в дорогу.
 Сам механизм часов был очень сложным и состоял из нескольких ярусов, где на самом верху и располагались  звуковые камеры.  Это были бумажные комнаты, которые под воздействием пружины начинали сжиматься, вытесняя воздух, а он, в свою очередь, выходя из трубочек, издавал звук. Аналогичным образом устроены гармони и баяны.
  Прихватив с собой лестницу, друзья отправились в этот длинный путь на верхний ярус механизма. Вся сложность перехода заключалась в том, чтобы вовремя успеть вернуться к утру, пока Лучик способен освещать дорогу и весь загадочный механизм часов.
 Когда все трудности подъёма были преодолены (представьте себе, как сложно перетаскивать с собой лестницу и все необходимые инструменты и поднимать их за собой всё выше и выше), Лучик и Помпон присели отдохнуть перед звуковыми комнатами. Внезапно механизм пришёл в движение, и огромное помещение (для маленьких человечков оно было величиной в дом), подобно громадной гармони, стало уменьшаться в размерах, издавая два кукующих звука. Им ещё повезло, что звук действительно был слабым,  иначе бы они просто оглохли, это только подтверждало, что кукушка оказалась права, ей действительно кто-то мешал куковать в полный голос.  Два раза комната приходила в движение, издавая звуки, это означало, что прошло  два часа и значит, в запасе осталось только 4 часа. Надо поторопиться, чтобы поспеть к утру, решили друзья и приступили к тщательному осмотру помещения. Обходя по кругу огромный бумажный зал, они обнаружили большую дыру, похожую на вход в пещеру. Помпон первым вошел внутрь и закричал Лучику, чтобы тот оставался на месте и был очень осторожным, в полной темноте он ещё сам не мог понять, что с ним произошло. Что-то клейкое и пахучее касалось его лица и рук. Тогда светлячок, не заходя в пещеру, а встав у самого входа в неё, осветил внутренность звуковой комнаты.
 - О, ужас!
В один голос воскликнули друзья.


Комментариев нет:

Отправить комментарий