воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Лучшая форма акустических колонок.

 
- Конечно в виде шара!
 Говорю я и чувствую, что собеседник думает, что я шучу, его лицо в изумлении, и в подтверждение этого глаза начинают моргать. И почему мне приходиться всё повторять по два раза? Для лучшей наглядности начинаю очерчивать в воздухе две полуокружности, ведь кто-то мне это объяснял так же.
  «Все открыты острова и параболы рассчитаны людьми», вспоминая мотив старой песни, под звуки которого я в своё время делал круглые акустические системы, я с воодушевлением начинаю рассказывать о преимуществах этой конструкции.
 Вся проблема – это воспроизвести низкие звуковые волны без искажений, именно на этой части спектрального диапазона звука самая большая неравномерность частотной характеристики и самые большие нелинейные искажения, и всё это очень заметно на слух.  Понятие «громко звучит» - не есть хорошо, сильной громкостью воспроизведения мне просто ограничивают перемещение ушной перепонки, когда она уже входит в насыщение и не реагирует на все виды искажений, а сам мозг воспринимает только мотив мелодии, пытаясь восстановить или вспомнить содержание. Такие пытки над собой я не выношу, читайте рассказ «Виниловая пластинка». Психика после некачественных концертов сильно страдает, вместо оздоровительного эмоционального подъёма – полный упадок сил.
 Частотные искажения! Тут я провожу в воздухе горизонтальную линию, изображая частотную характеристику, должна иметь минимальную неравномерность во всей полосе слышимости нашего уха, а она занимает полосу от 20 Гц до 20 кГц. Большая неравномерность частотной характеристики и музыкальный инструмент звучит неестественно, об этом  заявит посуда в серванте своим дребезгом. Нелинейные искажения – это, когда ровный синусоидальный сигнал превращается в абракадабру или в прямоугольник, последние наполняют звучание массой высших гармоник и тональный сигнал, ровный свист, изображающий синусоиду и имеющий одну единственную гармонику в своём спектре, заполняется дополнительным шумом  высших частот, возникающих в результате его ограничения.
 Акустические системы в низкочастотном диапазоне спектра излучают сферические волны, здесь я опять развожу руками в виде двух полуокружностей. Если колонка имеет круглую форму, то звуковая волна заходит за неё, не встречая препятствия, и поглощается гардинами, слегка нагревая их, здесь нет ничего удивительного, поднесите руку к работающему на полную громкость диффузору и почувствуете тепло, звук создаёт трение. Если колонка прямоугольная, то волна отражается от фронтальной доски и складывается с волной, выходящей из диффузора, создавая тем самым пик усиления, ненужный резонанс, а сам ящик начнёт двигаться по комнате. В попытке избавиться от этого явления помогает фронтальная доска сделанная в виде крышки гробика или трапеции, но всё-таки, что не говори, а более эстетично смотрятся шаровые колонки.
 - Почему тогда никто не делает сферические или шарообразные акустические системы?
 Вопрос застал меня  врасплох. Лично я делал исключительно, чтобы сэкономить средства и чтобы получилось хорошо. Деревянный ящик, я знаю точно, остался бы ящиком, как его не называй. Настоящие качественные колонки в виде ящиков стоят как скрипка Страдивари. С шаром я точно не пролетел бы, так как нет углов и щелей требующих замазки. Но ведь кто-то сказал мне тогда, когда мне было 20, что лучшие колонки - шарообразные. Надо отвечать, чего же придумать?
 - Скорее всего, потому, что наши малогабаритные квартиры не предназначены для них. Что не говори, а шар занимает больше места, чем прямоугольник, а с рождением детей меняется представление о ценностях, и место для детской кушетки оказывается важнее, чем самодельная колонка, которая по затраченным материалам обошлась мне в рубль двадцать.
 Тут я быстро переключаюсь на  технологию изготовления своих колонок, попутно вспоминая, что просто разобрал их при повторном переезде с одной квартиры на другую, аккуратно упаковав только динамики. Тем более сами шары были неподъемными.
  Сделаю ещё лучше, хотя бы как у Серёги думал я тогда, но, закрутившись, так ничего путного уже не сделал.
У Сергея были круглые колонки лучше моих. Он, так же как и я купил пластиковые детские надувные шары и обмазывал их слоями эпоксидной смолы, последний слой сделал из цемента с крупной галькой, уложив его в виде лунной поверхности. На орбите в форме спутника располагался высокочастотный динамик. Свои колонки он тоже не стал перевозить, так жаль, они у него классно звучали.
 Сделаешь такие акустические системы – будешь коммерческим директором, каким он  стал!
 Сам я делал слоями, слой бумаги – размоченные в клее кусочки газет и обои, - слой цемента и так несколько дней. Сейчас на строительных рынках появилось много материалов, которые ускорят процесс изготовления. Например, можно использовать стеклоткань и эпоксидную смолу, и стекломаты и полиэфирную смолу.
Кроме шаровых колонок, за гардинами на стене висели наскоро сбитые ящики, в которых размещались среднечастотный и высокочастотный динамики. На этих частотах искажения акустического свойства уже не так заметны, поэтому можно расслабиться.
 Внутренность всех своих акустических систем я наполнял обыкновенной ватой от старого матраца.
 Эти шарообразные колонки всегда были темой для разговоров. Каждый новый человек увидевший их, обязательно интересовался  и тоже спрашивал, почему именно такая форма. Я ничего не объяснял, я просто включал свой проигрыватель и вопросы пропадали.
 Правда в кругу своих друзей похвастаться мне было нечем, так как мне не приходилось привязывать шары к батареям отопления, чтобы они не ходили по комнате, и посуда в серванте у меня не звенела.
  Чтобы всё не повторять по два раза, я нашёл пожелтевшую брошюрку тех далеких времён «В помощь радиолюбителю» выпуск 56, 1977 год. Возможно эта статья «Особенности работы головки громкоговорителя в акустическом оформлении»,
 автора А. Дольник, помогла мне тогда определиться с лучшим оформлением моих акустических систем, возможно, поможет и вам. Чтобы не перегружать «реле с ячейкой», я покажу из всей статьи только один рисунок с графиками.

18 комментариев:

  1. Промышленностью выпускались шарообразные колонки, кажется, с одним простым или одним, но гибридным динамиком. Ими комплектовалась одна из модификаций транзисторныой радиолы "Вега-32.. С". Так, для справки. Дольник конечно, верен...

    ОтветитьУдалить
  2. Шары это тема! Самая моя любимая форма. Сферические колонки не как у всех! Эта идея вдохновляла. В дело шло все что было под рукой, а главное было время и еще больше желания творить!
    Открою тайну, откуда взялись дефицитные динамики... Зачем студентам в учебном классе высококачественные динамики? И я подумал то-же что и Вы, все равно не оценят, главное чтобы слышно было. Так и сделал. (Будучи еще сам студентом, взял грех на душу.)И студентов не обидел, в учебные колонки поставил обычные бумажные динамики из загашника, только КПД лучше стало, а громко им не надо. А главное сам при паре ГД-25 остался!
    Как не сделать хорошие колонки имея такие динамики.
    Конечно вдохновителем был известный Вам ВЮ, мой наставник, чем я горжусь. А дальше это тема отдельного рассказа.
    Там был и фазоинвертор и фильтры и рупоры для вч динамиков.
    Бедет интересно, могу поделиться.

    С уважением,
    СВ

    ОтветитьУдалить
  3. Всех благодарю за комментарии. Идея написать о забытых живых звуках возникла у меня после мюзикла «Фанфан – тюльпан» в Театре оперетты в этом году. Во время спектакля, когда звучала музыка, я закрывал уши ладонями - невыносимо громкий звук. А это были самые лучшие места, в центре зала. Спектакль рассчитан на молодёжь, которая потеряла слух, постоянно нося наушники. Жаль, что они не услышали или не хотят услышать музыку, когда по спине пробегают мурашки. Я знаю, как потерять слух и как сохранить его до зрелого возраста, но не хочется всё повторять по два раза.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте. И
    Я себе в трактор решил сделать усилитеть на tda7294 а ток 12в. Подскажите как сделать преобразовател под нужный той (схему)

    ОтветитьУдалить
  5. Хороший усилитель на микросхеме TDA7294, живой звук, полевые транзисторы в микросхеме - подобны радиолампам по качеству звучания. Проблема этой микросхемы, что она требует двухполярного питания.
    1.Если бы на тракторе было два аккумулятора по 12 вольт, то проблема решена. Соединяем аккумуляторы последовательно и средняя точка будет земляная.
    2. Можно добиться того, чтобы всё работало от одного аккумулятора, не включая паяльника. Необходимо приобрести преобразователь для бытовой техники с 12 вольт в переменное напряжение 220В. К 220 вольтам приобрести адаптер на 12 вольт 5 А. Плюс +12в с адаптера соединить с минусом аккумулятора, это будет заземление, остаётся +12в с аккумулятора и – 12в с адаптера.
    3. Несколько упростилась бы схема преобразователя при 24 вольтах питании борта.
    А на какое всё же напряжение ваш аккумулятор?
    4. Если есть желание попаять, то мне необходимо время подумать, посоветоваться.
    Тема интересная и заслуживает внимания. Попробую до среды пообщаться в своих кругах и определиться с возможностью реализации схемы преобразователя однополярного питания в двухполярное.
    А желание попаять не пропало ещё?
    Готовая схема инвертора имеется, смотри по ссылке http://cxem.net/sound/amps/amp18.php

    ОтветитьУдалить
  6. В.Ю Питание 12в. А может посоветуеете что нибудь на других микросхемах? А то желание паять и правдо отпало.

    ОтветитьУдалить
  7. В.Ю Я нашел в интернете еще одну микросхему на 4 канала TDA7386. Можно у этого усилителя подключить 2 канала усиления и одной колонке?

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте.
    Выходы микросхемы нельзя объединять. Просто не используйте свободные выхода.
    Существуют готовые наборы УНЧ. Можно посмотреть их по ссылке
    http://www.masterkit.kiev.ua/Documents/amplifier-p.html
    Есть готовые модули с проводами и без деталей, например МК072 –УНЧ на 18Вт или МК084 – УНЧ на 12Вт. Широко распространенная микросхема TDA2003, выходная мощность 10Вт. то же есть в наборах.

    ОтветитьУдалить
  9. В.Ю спасибо за помощь

    ОтветитьУдалить
  10. Возвращаясь к питанию микросхемы TDA7294, не могу предложить ничего лучшего, как использование готового преобразователя от фирмы TRACO POWER , который преобразует постоянное напряжение в постоянное (DC/DC) с развязкой по питанию.
    TEP150-2412WI – имеет на выходе напряжение12В и держит ток 12,5 А.
    Его цена от (13 – 16) т. руб. !!! Это если фанатично подходить к решению задачи.
    Сделать преобразователь самому на большой ток - трудоемкая задача.
    В тоже время в продаже появились неплохие автомобильные усилители от китайских производителей. Их цена начинается от 1,4 т. руб. Полностью законченный блок в корпусе с радиаторами. Отличные характеристики: 50Вт, 2 канала, хорошая частотная характеристика, динамический диапазон 90дБ. В конечном итоге за качество звука отвечают акустические системы.
    Набирайте в поисковике «автомобильные усилители звука»
    Или смотрите по ссылке http://auto.wikimart.ru/acoustics/amplifiers/
    Ну а лучшие усилители это цифровые.
    Я предлагал этот комментарий подготовить к среде, но отправил раньше.

    ОтветитьУдалить
  11. Занимаясь поиском готовых преобразователей для микросхемы TDA7294 с током потребления до10А, увидел рекламу отечественного преобразователя ПН4-12-24, разработанного
    в ИК "A-electronica.ru", г. Новосибирск. Данный преобразователь DC/DC с гальванической развязкой. Соединив по входу два преобразователя параллельно, а по выходу последовательно получится двухполярное питание для микросхемы TDA7294.

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте Вячеслав Юрьевич.
    Рад, что нашёл Ваш блог так как идея собрать именно шарообразные колонки зреет у меня давно, а толковой информации никак не удавалось найти. Нужна ваша помощь и советы. Присматриваюсь к пластиковым шарообразным светильникам для изготовления корпусов колонок. Задумка установить в одном "шаре" СЧ и ВЧ динамики, то есть СЧ будет сбоку,а ВЧ сверху. Помогите определиться с выбором динамиков из множества существующих фирм, характеристик так как я в этом не силён. Мне нужен качественный звук...ну и чтобы, иногда под настроение, можно было бы послушать погромче конечно же в разумных пределах. И ещё подскажите пожалуйста по вопросу выбора размера "шаров"...то есть на сколько литров нужно приобрести (понимаю, что это зависит от динамиков). И последнее, что интересует...это усилитель. Большими денежными средствами не обладаю, но рассматриваю все варианты. Буду Вам очень благодарен за помощь.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте. Вы не одиноки в своём поиске качественного звука.
    См. http://baseacoustica.ru/izgotovlenie/31-izgotovlenie-kolonok/115-sfericheskie-kolonki-iz-dsp.html
    Рассматривается подробный самодельный конструкторский вариант круглых колонок из ДСП.
    Диаметр 50 см. Объём 50 литров. Толщина стенки 2 см. Так держать! Чисто практический подход. Чем лучше передняя часть диффузора защищена от излучения задней стороны, тем лучше характеристики акустической системы. Всё это целесообразно для воспроизведения низших частот звукового спектра (басов), то есть для низкочастотного или широкополосного динамиков. Это и видно из последнего графика частотной характеристики акустической системы, где просматривается минимальная неравномерность и отсутствие паразитных резонансов.
    Что касается объёма, то ничего не считал, а то можно дойти до размера гардероба. Всегда иду на компромисс исходя из эстетических соображений. Диаметр моих колонок был около 45 см. Наша промышленность выпускала сферические колонки (возможно к «Веге»), но их размер был равен футбольному мечу. Ни о каких басах не могло идти речи, а сам класс аппаратуры 2-й или 3-й, то есть до высшего или первого далеко.
    Теоритически ВЧ динамику корпус не нужен. Размещая среднечастотный динамик в маленьком объёме, необходимо ставить разделительные фильтры, чтобы он не перегружался, а корпус не резонировал. В разделительных фильтрах нуждаются все высококачественные акустические системы.
    Цены на громкоговорители колеблются в широком диапазоне. Советую зайти в специализированный аудио – видео магазин, где можно прослушать динамик любой фирмы (фронтальная панель с укреплёнными на ней громкоговорителями) и определиться самому с ценой / качеством. Для меня лучшими промышленными акустическими системами были 35АС.
    При выборе динамиков важны следующие параметры:
    1. Номинальная выходная мощность, должна быть более 25 Вт.
    2. Неравномерность частотной характеристики (дБ), чем меньше величина, тем лучше.
    3. Номинальный диапазон частот (Гц), чем шире, тем лучше, если речь идёт о широкополосном динамике. Ухо воспринимает от 20 до 20000 Гц.
    4. Коэффициент нелинейных искажений (%), чем меньше, тем лучше.
    В фирменных усилителях звука разбираюсь слабо. Сам я приверженец ламп. Ближайшими к этому звучанию являются усилители на полевых транзисторах. Можно приобрести автомобильный 2-х или 4-х канальный усилитель 50 Вт для приёмника, а 12 вольт взять из компьютерного блока питания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за помощь. Буду разбираться.

      Удалить
    2. www.deluxe-a.com

      Удалить
    3. Спасибо за ссылку.

      Удалить
  14. Доброго вечера!
    На базе советских колонок 6АСШ-1 был создан вот такой вариант:
    http://savepic.ru/10578047.jpg
    [url=http://savepic.ru/10578047.htm][img]http://savepic.ru/10578047m.jpg[/img][/url]
    Вячеслав Юрьевич, если Вас ещё радует округлость форм)), то могу презентовать Вам эту пару. Честные 2 ватта на канал от 130 до 13кГц (-3дБ)!

    ОтветитьУдалить
  15. Доброго времени суток. Спасибо, не надо. Мне интересно сделать самому.

    ОтветитьУдалить